Для этой категории существует длинный ряд синонимов, таких как «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь.

Оказывается, существует огромное количество классификаций исключительных детей. Приведем одну из – указанную в учебно-методическом пособии «Основы коррекционной педагогики»:
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи (логопаты);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью)

Цифры – официально

Подобная информация почему-то есть только на сайте Минобрнауки РФ, где в статье о сохранении и развитии коррекционных школ обозначены следующие цифры: «сейчас в России в общеобразовательных организациях обучается 481 587 детей с ОВЗ». Но ведь это только те, которые учатся. Большая часть детей с ОВЗ дошкольного возраста или же просто не посещает никакие учебные заведения. Куда же они «пропадают»? И сколько всего в РФ детей с ОВЗ?

Как пишет «Афиша»: «По оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе, а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4–5%»

Буква закона

Подразумевая законодательную базу для детей с ограниченными возможностями, нужно говорить не только о федеральных законах, но и о документах международного образца, которые в свое время были подписаны РФ. Среди них:

Декларация ООН о правах инвалидов
Конвенция о правах инвалидов
Конвенция ООН о правах ребенка
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями

Наиболее значимый документ в этом списке — Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года:

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Что касается документов, действующих на федеральном уровне, то всего их 15, мы же перечислим основные:

«Об образовании в Российской Федерации» Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
«О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ
Конституция РФ (статья 43)
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой от 03 июля 1998

Рука помощи

Лет 5-10 назад начала зарождаться весьма популярная на сегодняшний день тенденция, когда звезды мирового шоубизнеса с регулярной частотой стали призывать помогать детям с ОВЗ и перечислять деньги на счета фондов помощи. Кто-то это делает тихо, без пафоса, кто-то же наоборот – старается привлечь внимание к «благородному» поступку и сделать так, чтобы его имя с пестрым заголовком вроде «Подарил возможность жить» оказалось на первых полосах газет. Впрочем, не нам судить.

Мы решили рассказать вам о нескольких фондах помощи таким детям. К слову, фразы а-ля «мои 100 рублей ничего не изменят» крайне сомнительны: с миру по нитке - голому рубаха.

Разные дети— благотворительный фонд помощи воспитанникам интернатов, детям с синдромом Дауна и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Детям о детях — российская некоммерческая организация, созданная для того, чтобы включать детей с инвалидностью в активную социальную жизнь.

Добросердие — российская некоммерческая организация, которая оказывает адресную помощь в лечении и реабилитации детей с диагнозом церебральный паралич.

Шаг навстречу — благотворительная общественная организация Санкт-Петербурга, занимающаяся помощью детям и взрослым с ограниченными возможностями.

Благотворительный фонд Марины Гутерман — помощь детям до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам, детям-инвалидам, проживающим в Костромской области.

И, пожалуй, слова Энтони Лейка – исполнительного директора ЮНИСЕФ будут наиболее уместны в материале об особенных детях:

"Где-то ребенку говорят, что он не может играть, потому что не может ходить. В другом случае девочке говорят, что она не может читать, потому что не видит. Этот мальчик заслуживает того, чтобы иметь возможность играть. И в наших общих интересах сделать так, чтобы эта девочка, равно как и все дети, могла читать, учиться и вносить свой вклад в жизнь общества".

Путь вперед будет трудным. Но дети не согласны испытывать дополнительные ограничения. Не должны быть согласны и мы.