Продолжаем разбирать ошибки при адаптации к детскому саду. Вот еще три:

3. Будем приучаться "понемножку"

Всё чаще можно услышать такой лозунг от сегодняшних мам, особенно, если нет необходимости выходить на работу. Часто родители  наслышаны о детских психологических травмах и стараются избежать любой эмоциональной нагрузки для ребёнка, оберегая его буквально от всего.

В итоге такие прекрасные и заботливые родители совершают ошибку, начиная водить ребёнка в сад время от времени, оставляя его дома несколько раз в неделю. Забирая то после сна, а то ещё до обеда. Иногда даже в адаптационный месяц устраивая длительные  каникулы.

Вроде бы всё прекрасно. Ребёнок отдыхает, не перегружен. Но есть и оборотная сторона подобного подхода. Ребёнку не ясны причины, по которым он иногда ходит в сад, а иногда остаётся дома. У него нет опоры на постоянство, ситуация всегда непредсказуема, а это обычно ведет к повышению тревожности. И, конечно же, у ребенка может сложиться иллюзия, что я управляю процессом. И могу по своему желанию ходить или не ходить в сад – нужно только громче поплакать и можно остаться с мамой.

Детям в дошкольном возрасте очень помогает чёткий режим и последовательность взрослых во всем. Ребёнку проще приспособиться, если всегда бывает так. Мы всегда ходим в садик утром. Мама всегда заберёт тебя в такое-то время. Первая растерянность проходит и включаются механизмы приспособления. Ребёнок адаптируется.

Если же всё неизвестно и нестабильно, если сегодня так, а завтра иначе, если мама один раз забирает в одно время, другой в иное, то где гарантия, что сегодня она вообще за мной придёт? Так работает несовершенная детская логика!

4. Обесценивание трудных чувств ребёнка

Конечно, нам хочется, чтобы малыш был всегда бодр и весел. Нам хочется воодушевить его и вот уже  начинают звучать фразы – "Ну не так уж и плохо в детском саду! Смотри, сегодня вы рисовали, и на полдник давали твои любимые печенья!". ( "Продвигаем позитив" ).

Всё это верно! Но ребёнок жалуется вам на то, что в супе был лук, который он терпеть не может, что ему было грустно без вас, что его обидел Петя, а воспитательница ругалась! И это вовсе не значит, что в его картине мира всё плохо. Просто ему нужно вывести из себя трудные чувства, отдать их вам, поделиться!

Это не означает, что его нужно от них спасать! Вам не стоит впадать в ощущение "я матьехидна" раз мой ребёнок печалится, расстраивается в саду. Ребёнок такой же человек. А это значит, ему доступна вся палитра человеческих чувств и нужен кто-то близкий, кто просто поймёт и скажет что-то типа: "Да, это правда противно есть лук, который не любишь. Не знаю, может тебе ещё понравится, ну или можешь завтра оставить лук в тарелке".

Но пытаясь обесценить чувства, поменять их на другие, убедить в позитиве, который вы хотели бы, но ребёнок не ощущает – это значит минимум подавить их. А значит - напряжение будет копиться и рано или поздно выльется просто в истерику на ровном месте. В худшем же случае, ребёнок разучится доверять себе и своим ощущениям, возникнет глубинное недоверие сначала самому себе, а затем и вам как неспособному понять его чувства.

5. Он не хочет туда ходить, значит адаптация не удалась!

Придётся отказаться от идеи посещения сада.

Некоторые родители судят об успехе адаптации по эмоциональным реакциям ребёнка в первые дни. И если малыш пустил слезу, для них это сигнал признать, что ребёнок не может посещать садик. Но это совсем не так!

Начальная адаптация проходит минимум 4-6 недель. Любая перестройка уклада жизни – это выход из зоны комфорта (представьте себя на новой работе, да еще в не очень знакомой сфере деятельности). Даже если первоначально все нравиться и вызывает интерес. И за это время малыш вправе показать вам любые свои чувства! Ведь кто ещё поможет ему их прожить?

А чувств будет неизбежно много! И тревога перед новым и незнакомым, и страх вперемешку с грустью от расставания, и даже гнев, что мама уходит и ему придётся обходиться без неё. И радость от совместных игр, достижений, похвал значимых взрослых. Перед ребёнком стоит много задач. Научиться слушать воспитателя, играть с другими детьми, быть внимательным на занятиях, справляться с одеванием на прогулку, бытовыми ситуациями и даже самому помнить о том, где находится горшок!

На всё это малышу нужно время! И все эти нововведения вовсе не обязаны вызывать у него энтузиазм! К тому же чаще всего мамино сердце разрывают моменты, когда ребёнок плачет, а ей нужно оставить его. Либо когда она приходит забрать его из сада, и вновь получает порцию слёз. Из этого мамы часто  делают вывод, что ребёнок проплакал весь день в ожидании. Как правило, это совсем не так. В течение  дня он может иногда взгрустнуть, вспомнив о маме, но большую часть времени занят своими детскими делами и вполне доволен жизнью.

Дети делятся на 2 категории. Одни плачут активно первые дни посещения сада, а затем начинают привыкать. Есть и другие, те, что сначала радуют мам тем, что не устраивают драматических сцен. Но проходит несколько дней и шквал слёз, раздраженное нежелание идти в сад вдруг застаёт уже расслабившуюся маму врасплох. Что же случилось? Да просто ребёнок уже потерял интерес новизны к игрушкам в садике и вдруг сообразил, что это не на денёк, а придётся оставаться здесь каждый день.

Оба варианта событий совершенно нормальны и просто зависят от особенностей темперамента ребёнка.

Мой сын (пошел в детский сад в 1 год 8 месяцев) всегда очень хотел "к ребятишкам". С удовольствием обсуждал вечером новый поход в сад, утром собирался, шел спокойно и даже весело в сад, но стоило зайти в калитку детского сада … и начинался плач. И длился он ровно до момента перехода порога игровой комнаты. Когда я забирала его вечером, он довольный и веселый начинал рассказывать о своих сегодняшних делах и радостях. Такой "входной плач" начался у нас через 2 недели от начала посещения детского сада и постепенно сошел на нет через 4-5 месяца. Причем с папой у него такого "ритуала" не существовало.

В каком случае можно считать, что ребёнок не справляется с адаптацией и задуматься о том, чтобы забрать его из сада?

- Если прошло 4 – 6 недель регулярного посещения сада, а он всё так же плачет не только при расставании, но и большую часть дня.
- Если у него нарушился сон или аппетит, появились навязчивые непроизвольные движения.

Всё это может говорить о том, что нервная система перегружена и не может справиться с возросшей нагрузкой. Тут самое время проконсультироваться с детским психологом и невропатологом и, возможно, подержать ребёнка дома ещё несколько месяцев, дав дозреть и окрепнуть его нервной системе.