– Мой Федя в шесть лет уже бегло читает и говорит по-английски!
– А моя Варя в год начала разговаривать и сразу предложениями!

Похожие диалоги можно услышать часто. Это неудивительно. Всем хочется, чтобы их ребёнок был "самый-самый", не такой, как все. Но иногда жизнь складывается так, что поводов для радости  оказывается не очень много, и "не такой, как все" не всегда бывает со знаком "плюс":

– Мой Ваня – вообще-то умный мальчик. Только разговаривает так, что его не понимают окружающие. Но мы-то привыкли, понимаем его язык.
– Матвей в третьем классе, но я до сих пор делаю с ним домашнее задание. Без меня он не справляется и убегает со своего рабочего места.

Слышать такие разговоры – тоже не редкость. Многие дети, достигая школьного возраста, оказываются не готовыми к обучению. В школе они вместо радости познания получают постоянное напряжение, хроническую усталость, насмешки ребят и конфликты с педагогами.

В чем причины того, что психическое и речевое развитие ребенка задерживается, искажается, происходит не так благополучно, как могло бы быть? Неужели в том, что родители уделяют своему ребёнку мало внимания? Далеко не всегда. Часто бывает так, что они   всеми силами стараются развивать его: покупают настольные интеллектуальные игры, водят в различные секции, кружки, на занятия к педагогам-психологам. И нередко результаты не соответствуют затраченным усилиям. Успехи или очень слабые, или неустойчивые, или их совсем нет. Почему так случается?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю представить мозг в виде дома, состоящего из фундамента, стен и крыши. Фундамент – это ствол мозга, он обеспечивает его активность, работоспособность и тонус. Стены дома – подкорка. Она отвечает за анализ поступающей в мозг информации и за наши эмоции. Крыша – это кора головного мозга, она порождает высшие формы корковых процессов: речь, сознание, мышление, память, внимание, контроль за поведением, письмо, чтение и многие другие.

Как дом строится снизу вверх, так и мозг развивается от стволовых и подкорковых образований к коре. Если фундамент некачественный, то он рано или поздно даст трещину. Из-за нее поведет стены, а дальше "поедет" крыша. Для всех видимый дефект - это крыша, ее и будут править. Но сколько ни чини крышу, она будет "съезжать",  пока не исправят фундамент и стены.

Бывает, что школьнику плохо даётся письмо и от ребёнка требуют больше писать. Но письмо – это сложный процесс, в котором участвует множество зон мозга. Проблема может быть связана, например, с неправильной работой затылочных отделов коры, которые отвечают за анализ зрительной информации. Для исправления ситуации понадобится выполнение упражнений для развития этих зон мозга, причем упражнения не будут связаны прямо с письмом. А может случиться, что "слабым звеном", не позволяющем ребенку   писать, окажутся височные, теменные или лобные  нейронные структуры, которые требуют для нормализации своей работы совсем другого подхода и иного комплекса упражнений.

Как определить, какие именно отделы мозга работают не совсем правильно? Следует обратиться за помощью к современной науке – детской нейропсихологии.

Если вашему ребенку подходят такие определения:

  • "особенный" или "не такой как все";
  • "слишком подвижен" или "медлителен";
  • на поведение ребенка жалуются педагоги, воспитатели;
  • у дошкольника отмечается склонность к импульсивным и необдуманным действиям, искажение двигательного или речевого развития;
  • у школьника – гиперактивность, плохая память, неусидчивость, рассеянность, зеркальное письмо (буквы и цифры пишутся в другую сторону), трудности чтения, счёта, ошибки на письме, замену или пропуск букв, перестановку слогов, чрезмерную утомляемость, медлительность;
  • ребенок пишет или рисует левой рукой;
  • имел травму головы;
  • откликается не сразу, когда к нему обращаются;
  • не всегда понимает обращенную к нему речь;
  • двигает языком и ногами, когда рисует или пишет.

Ребенка следует показать детскому нейропсихологу. С помощью системы специально разработанных диагностических тестов специалист проведет подробное обследование ребенка, в результате которого станет понятно, какие именно мозговые структуры функционируют оптимально, а какие нуждаются в особом внимании. Не волнуйтесь, на консультации этого специалиста не будет медицинских приборов и лекарств. Ему будут предложены различные задания, например: нарисовать рисунок, запомнить ряд из серии картинок или слов.

После проведения обследования нейропсихолог составит индивидуальную программу занятий для Вашего ребенка. Программа нейропсихологической коррекции содержит двигательные упражнения, познавательные игры и задания на развитие высших корковых функций.

В один коррекционный курс входят 20-25 занятий, посещать которые нужно не менее 2 раз в неделю. Количество курсов зависит от результатов диагностики и динамики продвижения. Индивидуальные особенности ребенка и его возраст определяют длительность занятия (в среднем 60 минут). Форма проведения занятия – индивидуальная.

По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов.

Помните, что такой вид помощи признан эффективным в области коррекции познавательной и двигательной сферы человека. Она позволяет детям справиться с проблемами в учебе, улучшить общение с окружающими, позитивно влияет на общее развитие личности ребенка, стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности каждого.

В детском развивающем центре 7 ПЯДЕЙ проводятся квалифицированные нейропсихологические консультации и занятия с детьми дошкольного и младше/среднего школьного возраста. Ждем Вас!
Зыкова Юлия Владимировна