- Учитесь на одни "пятерки"! –  основное пожелание первого сентября первоклассникам на торжественной школьной линейке. Но, праздники рано или поздно заканчиваются, и выясняется, что ребенок не успевает или по математике, или по русскому языку, или сразу по всем предметам.  Ни заболеваний, ни задержек психического развития или каких-то других видимых причин нет, и, вроде бы, не ленится, а из "троек" с "двойками" не вылезает. В чем же причина  такой хронической неуспеваемости? Что сделать, чтобы школьник лучше учился?

Можно нанять репетиторов, можно самим допоздна сидеть с ребенком над уроками, а можно … обратиться к  нейропсихологу. Звучит серьезно, но бояться таких специалистов не надо. Нейропсихолог может решить проблему в комплексе, поскольку  работает на стыке таких дисциплин как психология и неврология. Их пациенты не только дети с задержкой психического развития, а так называемые, нормотипичные дети, для которых школьная неуспеваемость - это лишь последствия неправильного когнитивного развития, или проще говоря, сбоев, произошедших в процессе становления детского интеллекта.

  • Эти сбои возникают по совершенно разным причинам: из-за стресса, неправильного питания или режима дня, неправильного выбранного вида спорта  или даже скрытого леворучия.
  • Последняя  проблема особенно интересна – вы считаете, что ваш ребенок обычный правша, и не замечаете, что ему, на самом деле, все удобнее делать левой рукой. За левую и правую руку отвечают разные полушария головного мозга, и, развивая не ту руку ребенка, вы излишне нагружаете неподготовленную природой к таким нагрузкам часть мозга.
  • Все эти причины легко устранить. Главное - не запустить и вовремя выявить. Прежде чем тратиться на репетиторов, родителям неуспевающих школьников полезно просто проконсультироваться у нейропсихолога. Даже если нейропсихологических проблем не обнаружится, специалист, исходя из проведенной диагностики, может дать полезные советы. Но есть некоторые серьезные сигналы, показывающие, что за помощью в данной  ситуации надо идти именно к нейропсихологу:

- Прежде всего, это задержка речевого развития, когда после полутора-двух лет ребенок "ленится разговаривать". Если к пяти годам нормальной речи нет, мышление пойдет на спад.

- Ребенку ничего не интересно. В процессе развития ребенок должен познавать мир  - все разглядывать, все трогать, придумывать игры. Если познавательные способности не проявляются в явном виде – нужно выяснить причины.

- Комбинация обоих пунктов – ребенок плохо говорит и почти ничем не интересуется.

Чем же в этой ситуации может помочь нейропсихолог?

Прежде всего, чтобы помочь ребёнку быть здоровым и успешным, нужно понять, что ему мешает нормально разговаривать, запоминать, учиться. Сначала специалист проводит специальную диагностику, основанную на ряде тестов, и наблюдает за поведением ребенка. Проверяются память, внимание,  способы восприятия мира - аудиальный, визуальный и кинестетический, хранящий навыки "на кончиках пальцев" и помогающий выполнять действия машинально.  В процессе диагностирования выясняется, в чем кроется проблема -  в особенностях развития, органических нарушениях, или имеется посттравматическое состояние.

Затем, по результатам тестов, подбирается программа нейропсихологической коррекции, составленная для конкретного ребёнка или небольшой группы со схожими задачами. Это может быть, например,  программа "Русский язык с нейропсихологом" или "Математика с нейропсихологом". Во всех программах много упражнений на дыхание, движение, мелкую и крупную моторику.

Еще на начальном этапе работы, по результатам проведенной диагностики уже можно делать какие-то  предварительные прогнозы. Функциональные особенности развития неплохо исправляются. Если родители вовремя обратились за помощью, можно рассчитывать на полный успех. Для органических нарушений, таких как - травмы и инфекции головного мозга, сосудистые нарушения, опухоли - прогноз менее позитивный. Но именно в таких случаях ребенок больше всего нуждается в помощи! Ему можно и нужно облегчить жизнь - помочь что-то улучшить, что-то подтянуть. Хорошо известный факт, что на волне позитива от собственных достижений болезни ослабевают или даже совсем отступают.

Хороший нейропсихолог всегда  с любовью относится к своим пациентам  и никогда не заявит, что  ребенок ленивый или у него плохая память по наследству. Девиз этой профессии - с любой детской проблемой можно и нужно работать, помогая ребенку вырасти в успешного взрослого. Поскольку все занятия с нейропсихологом планируются индивидуально, то для записи на консультацию у данного специалиста  обращайтесь  к администраторам  нашего развивающего центра 7 ПЯДЕЙ.