- "Сенси…сенсе..сан-се-ве-ри-я",- наконец-то трудное слово сдалось. Еще бы! Надо быть продвинутым ботаником или горячим любителем комнатных цветов, чтоб с первого раза играючи прочитать название этого домашнего растения. Но прочитать мало. Надо еще выбрать из нескольких картинок подходящий цветок и аккуратно вклеить в рабочую тетрадь.  Сделать это должен не студент-биолог, а первоклассник-шестилетка. Хотя ему помогает мама, но от ее помощи толку мало. Цветами она никогда не увлекалась, да и время уже десятый час вечера. Малыш и мама очень устали, делая задания по дисциплине "Окружающий мир". Почему же они так засиделись? А все потому, что на продленке, с которой ребенка забрали в шесть вечера, с детьми никто домашнее задание не делает. "У всех учеников в группе продленки разные программы! Мы не можем под каждого подстраиваться!" - завуч на родительском собрании была безапелляционна. Вот и корпят дети с родителями до ночи. Родители устали после работы, ребенок тоже устал за целый день и ничего уже не воспринимает. У малыша изначально закладывается чувство собственной неполноценности и отвращение к процессу учебы. Стоит ли потом удивляться плохим оценкам в старших классах?

Наш 21 век - это постиндустриальная эпоха, где способам получения информации и умением творчески работать с ней, отводится главенствующая роль. Но нынешняя государственная школа с ее образовательными технологиями, во многом соответствует даже не 20-ому, а концу 19 века. Урок от звонка до звонка, ограничение подвижности во время занятий, даже  расположение детей в классе ряд за рядом, затылками друг к другу… Вы удивитесь, но все эти стандарты обучения были сформулированы еще в конце 19 века на деньги семьи Рокфеллеров. Их растущим предприятиям катастрофически не хватало рабочей силы, вот тогда и была разработана школьная система, готовившая идеальных исполнителей. Понятно, что эти педагогические методики сегодня безвозвратно устарели. Может быть, поэтому современная школа зачастую превращается из места получения знаний в "камеру хранения", откуда родители забирают ребенка после истечения определенного количества часов, чтобы потом самим засесть с ним за учебники.

Не удивительно, что  такая ситуация многих пап и мам совершенно не устраивает. Но выход есть, причем законодательно закрепленный. Семейный кодекс РФ, ст. 63, 64, Закона "Об образовании", ст. 44, п. 3, позволяет родителям выбрать альтернативные привычной школе виды образования. И тут Россия не одинока.

Во всем мире, так или иначе, семье возвращается право на выбор типа образования и всестороннее воспитание собственных детей. Наиболее распространено внешкольное образование в США, его получают миллионы американских детей. Проще всего этот процесс организован в Ирландии. Там родители предъявляют своего ребенка для аттестации в муниципальную школу всего раз в два года! Англичане же при выборе семейного образования должны предоставлять в школу ежедневное почасовое расписание и регулярно его обновлять. Если проверяющий в конкретный день и час не застанет ребенка за занятиями согласно расписанию, у родителей возникнут проблемы. В Германии семейное образование запрещено законодательно. Этот закон был принят в далеком 1938 году, еще в гитлеровской Германии, но актуален и поныне.

В России получение образования в семье с юридической точки зрения делится на несколько форм:

  • "Семейное обучение" подразумевает обучение ребенка в семье, ежегодные промежуточные аттестации в школе и государственную итоговую аттестацию в 9 и 11 классах по утвержденным государственными структурами стандартам и выдаче  аттестата о среднем образовании. Потом с этими результатами можно поступать в вуз.
  • По форме "Обучение на дому" занимаются только  дети, по состоянию здоровья не способные посещать школу. Количество учебных часов для них существенно меньше. Перевестись на этот вид обучения можно только на основании медицинской справки.
  • Есть также понятие "Самообразование". На эту форму обучения ученик может перейти только в старших классах по согласованию с родителями.
  • И, наконец, "Экстернат".  Это даже не форма обучения, а тип аттестации. Его часто используют для досрочной сдачи экзаменов по предметам. Скажем, если ребенок решает выучить программу 10 и 11 классов за один год.

Как видите,  государственная школа не единственный свет в окошке. Есть множество способов получить среднее образование. Можно выбрать любой, который соответствует вашим обстоятельствам,  главное - действовать в интересах ребенка. Но если есть опасение, что обучение в государственной школе категорически отобьет у вашего ребенка интерес к учебе и сделает из него хронически неуспевающего, лучше всего остановится на семейном обучении.  Эта методика также отлично подходит для тех детей, кто например, профессионально занимается спортом, или живет  за городом и не может ежедневно тратить на дорогу до школы несколько часов.  Выбрать обучение вне государственной школы можно в любом возрасте и на любой ступени общего образования по заявлению родителей. Хотя практика семей, уже опробовавших этот способ получения образования, говорит: чем позднее это случится, тем сложнее будет. И на любом этапе, если станет ясно, что семейное обучение вам не подходит, ребенок может вернуться в общеобразовательную школу. Но такие метания из крайности в крайность очень нежелательны. Поэтому, все-таки, прежде чем решиться на такой шаг, надо взвесить все свои возможности. Делать подобный выбор стоит только после тщательного изучения опыта других семей, образовательного законодательства и учета семейных обстоятельств. Поэтому в следующей статье мы подробно рассмотрим все плюсы и минусы семейного обучения, расскажем про его "подводные камни" и "проложим фарватер" для их обхода. Заодно обязательно рассмотрим, каким типам детей оно больше всего подойдет.