Семейная форма образования, когда родители становятся педагогами для своего ребенка, в современной России уже перестала восприниматься как экзотическое явление. Сейчас эта альтернативная форма общего среднего образования уже не иллюзия, а реальность для многих семей. Тем интереснее будет узнать, что семейное образование не является изобретением нашего века высоких технологий, а хорошо зарекомендовавшая себя в историческом плане форма просвещения. Именно она взрастила таких знаменитых людей как Пушкин, царь Александр II, отменивший крепостное право, и даже великого полководца - Александра Македонского.

Много веков, вплоть до появления общедоступных школ в середине 19-го века, домашнее обучение, дававшееся непосредственно в семье, было самой распространенной и естественной формой воспитания подрастающего поколения. Для того, чтобы семья развивалась и процветала, старшее поколение передавало детям основные навыки ведения домашнего хозяйства, воспитывало привычку к труду по свойственной данному сословию профессии, и даже обучало правилам поведения в семье и обществе. Например, у кавказских народов для девочек много веков существовало неформальное «правило родника». Отправляя дочь за водой, мать давала ей наставления, как вести себя у источника, как вежливо отвечать на вопросы и куда при этом смотреть.

Первая, более организованная форма домашнего обучения, впервые появляется в Афинах и других греческих полисах. Хотя девочек по-прежнему учили родители, для обучения мальчиков богатые греческие граждане приглашали «платных учителей мудрости» - софистов. Самый известный пример такого домашнего учителя - великий философ Аристотель, наставлявший будущего знаменитого полководца Александра Македонского. Домашние педагоги в Древней Греции выполняли функции не только учителей, но и воспитателей-наставников. Заодно с занятиями по таким предметам как риторика, эристика (искусство спора), а иногда также этика и поэтика, они обсуждали с юношами вопросы нравственности, добродетели, природы, добра и зла.

России первые школы появились еще в 11 веке. Но домашнее обучение с помощью приглашенных учителей оставалось основной формой получения светского образования для детей из дворянских, а потом и купеческих семей вплоть до середины 19 века. Но и тогда к поступлению в гимназию или реальное училище ребенка все равно готовил домашний учитель. Тот же юный Сашенька Пушкин, придя в знаменитый Царскосельский лицей, уже умел писать, читать и знал языки. Интересно, что в допетровской России образование не было обязательным даже для боярских детей и преподавать могли только русские учителя. Иностранцы, в большинстве своем выходцы из купеческого сословия, к преподаванию не допускались. Это объяснялось тем, что вплоть до 17 века образование носило, в основном, религиозный характер. Все изменилось с воцарением Петра I и установлением в государстве ориентиров на светскую культуру. Интерес ко всему новому и иностранному открыл двери домов учителям светского этикета и иностранных языков, среди которых было много иноземцев. Несмотря на то, что Петр посылал боярских недорослей учиться за границу, в большинстве своем боярские, дворянские, а потом и купеческие дети, как и раньше, обучались дома. Именно в 18 веке в русском языке и появляется слова «гувернер», «гувернантка» - обозначающие домашних учителей. Тогда основными «дисциплинами» домашнего образования были музыка и танцы, манеры и иностранные языки. Преподавая их, домашний педагог буквально открывал ребенку мир. Он становился ему другом, советчиком и даже компаньоном в играх. Среди домашних учителей было немало талантливых людей. Поэт Василий Жуковский, например, занимался обучением будущего императора-реформатора Александра II. Талантливым воспитателем был также баснописец Иван Андреевич Крылов.

Интерес общества к семейному образованию был столь велик, что в конце XIX века (1884 год) в Санкт-Петербурге был создан «Родительский кружок». Его целью была систематизация опыта и разработка теории воспитания и обучения в семье. У организации даже был свой печатный орган – журнал «Энциклопедия семейного воспитания», издавший 59 выпусков за 1898- 1910 гг. В каждом номере обсуждался опыт семейного образования и принимались попытки теоретически обосновать его специфику.

После революции 1917 года, с введением «всеобуча» и «ликбеза» домашнее обучение в России было запрещено. Гувернерство же вообще стало незаконным. «На дому», как это называлось, могли обучаться только дети-инвалиды по справке от врача. Но репетиторство, хотя и стало нелегальным, но не исчезло даже в советские годы. Из-за низкого среднего уровня обучения в государственных школах оно остается очень востребованным и поныне. По данным ВЦИОМ, в 2018 году более 42% учеников прибегало к нему, чтобы успешно сдать ЕГЭ.

Глядя на эту цифру, становится объяснимым интерес современных родителей к семейному образованию. И он вполне оправдан. По опросам канадского ученого Брайана Рэйя, проведенным еще в 1993 году, 80 % детей, обучающихся на дому, показывали соответствие возрастным нормам в чтении, 76% - в письме и 79% в математике. Для учеников государственных и частных школ показатель был 50%. Исследование, проведенное через 10 лет, в 2003 году, обнаружило, что ученики, обучающиеся дома, «уже демонстрируют результаты выше нормы». Очевидно, семейные школы за это время набрали опыт, что и сказалось на результатах. Поэтому не удивительно, что сейчас во многих американских и канадских штатах родители могут сдать экзамен на семейного учителя и потом получать от государства зарплату за образование своих детей.

В современной России семейное образование пока, во многом, остается уделом энтузиастов, но уже наблюдается тенденция изменения общественного мнения к этой форме обучения, выход ее из аутсайдеров педагогики. В 80-е годы, когда семья Чапковских впервые за многие годы в нашей стране начала самостоятельно обучать своих детей, на них смотрели как на маргиналов. Примерно до 2000-го года, если малознакомые люди узнавали, что ребенок Чапковских не ходит в школу, то первый вопрос был такой: «Он что - инвалид?». Сейчас, если кто-то узнает, что ребенок учится на дому, и у этого человека есть собственные дети, то реакция бывает совсем другая: он начинает живо интересоваться семейной формой обучения.

Теперь семейное образование в России, хоть и стало элементом общественного сознания, но оно еще не очень широко известно, хотя и обеспечено соответствующей законодательной базой. Статьи 63, 64, Закона «Об образовании», ст. 44, п. 3, Семейного кодекса РФ, который можно посмотреть на нашем сайте позволяет родителям выбрать по желанию альтернативные государственной школе виды образования, а если что-то в них не устраивает, в любой момент вернуться назад, в среднюю школу. Достаточно только заявления от родителей или законных представителей ребенка.

Другое дело, что хотя наше правительство и приняло закон, но особой поддержки родителям, решившими взять на себя ответственность за образование ребенка, оно не оказывает. Даже то минимальное пособие, которое государство выделяет на обучение каждого ребенка, вне зависимости от того, в какую школу он ходит – государственную, частную или семейную, - удается «выбить» из чиновников только очень малому количеству родителей. Также для семейных школ не издается никаких специальных учебных пособий и календарно-тематических планов. Вполне возможно, что в этом торможении развития семейного образования повинно лобби государственных школ, которое видит в семейных школах своего прямого конкурента. Пока же опыт обучения передается либо при личном общении, например, на конференции «Альтернативное образование-2016», прошедшей 30 января 2015 г., либо через различные интернет-ресурсы. Например, на нашем сайте имеется целая подборка статей, посвященная этому вопросу. Также интерес для родителей, заинтересованных в семейном образовании, могут представлять семейные школы при различных образовательных центрах. В частности, в нашем центре «7 ПЯДЕЙ» профессиональные педагоги, имеющие большой опыт индивидуальных занятий и работы в малых группах уже несколько лет используют новаторские методики, позволяющие выявить и развить способности каждого ребенка. Вы вполне можете перепоручить им те предметы, которые не сможете объяснить ребенку сами.

Мы рассказали о прошлом и настоящем семейного образования в России и мире. Каким же видится его будущее? Американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер, один из авторов концепции постиндустриального общества 21 века, писал, что в будущем люди перестанут ездить в офисы, потому что современные интернет-технологии сделают семью основным местом работы. В семейной ячейке сконцентрируется все - и школа и работа. Примерно так, как было когда-то в патриархальной крестьянской семье, но уже на ином уровне мира цифровых технологий. Так что вполне может статься, что сегодня «локомотив семейного образования» уже стоит под парами и надо успеть вскочить на подножку поезда, готового отправиться в путь.