Все чаще я вижу детей с проблемами развития речи в запущенной форме.

Как это выглядит? Приходит на консультацию ребенок 4.5 – 5 лет с очень большим набором звуковых нарушений, причем все чаще встречаются дети этого возраста с нарушенными звуками  даже раннего онтогенеза ( т.е. звуками, которые должны были сформироваться до 2.5 – 3 лет) – К, Г, П, Б, М, Н, В, Ф и т.д.. Проблемами развития фонематического слуха (очень нужен для развития навыка чтения и  правильного письма) И фраза "Я иду домой" выглядит как "Я игу го.ой" Ребенок стесняется, старается отмалчиваться…

Почему  такое  произошло?  К сожалению, сейчас принято считать, что к логопеду нужно обращаться  к 4.5-5 годам , а раньше с ребенком ничего и не сделаешь... Даже в детской поликлинике слышала высказывание педиатра к молодой маме на эту тему : " Да все у вас хорошо будет! Вот подрастет – тогда и пойдете к логопеду!" В детском саду логопеды начинают заниматься с детьми тоже не раньше 5 лет.  Замечательно!!!  НО – к 5 годам речь ребенка должна уже СФОРМИРОВАТЬСЯ в норме. Т.е по этой логике  - давайте подождем, пока яблоко созреет, а потом его поливать будем, чтобы сочным было…

Родители все чаще находят информацию, которая устраивает их, оправдывает их бездействие.

Так что же делать? Быть внимательными к своим детям и любить их!  Ведь звуковые проблемы (даже если они очень "умиляют" родителей) чаще всего влекут за собой проблемы психологические – ребенок видит, что его не всегда понимают, ровесники могут дразнить, взрослые переспрашивать, может еще и какое обидное слово ненароком скажут..  Как результат – ребенок старается меньше общаться, уходит в себя, появляются проблемы поведения и еще многое другое. Не бойтесь приходить к специалистам (логопеду, неврологу, психологу)  в раннем возрасте. Ведь всегда проблему проще предупредить, чем потом исправлять.

Специалист, нацеленный на результат, всегда найдет способы взаимодействия с ребенком, которые приведут к положительному  изменениям.  Если специалист не знает, не умеет, не хочет работать с неудобным ребенком (маленький еще) – ищите своего специалиста!

И очень правильно делают многие родители, когда начинают логопедическую работу в 3 года. В таком случае к 5-6 годам и вырастает то "сочное яблоко" развернутой чистой речи ребенка, который легко проходит этапы становления чтения и письма.

Давайте пройдем по календарю посещения логопеда:

В 1 год – логопед оценит понимание обращенной речи, артикуляционный аппарат ребенка, способность к вокализациям (пропеванию гласных звуков).

В 2 года – оценим словарный запас  (активный – тот, которым ребенок пользуется, пассивный – понимание значения слов, которыми ребенок еще не пользуется или пользуется очень мало) и степень понимания обращенной речи.

В 3 года – логопед  оценит фразовую речь ребенка, развитие артикуляционной моторики.

В 4 года – оценивается развитие артикуляционной моторики, речевое дыхание, состояние звукопроизношения, развернутость речи.

В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков, развитие фонематического слуха, состояние связной речи.

И на каждом этапе можно развить многие нужные функции в игре или при помощи массажа и упражнений, песенок, мелкомоторных игр. И тогда не образуется этот снежный ком из звуков, мышц, дыхания, развития речи, фонематического слуха , психологических проблем как ребенка, так и родителя.

На что нужно обязательно обратить внимание и обратиться к логопеду или логопеду-дефектологу:

  1. Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков  типа "кххх", "гыгы", "агу", "агы",  затем повторяющихся слогов "диди", "гиги", "бубу", "тата").
    В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить  индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом, неонатологом.
  2. Если у ребенка в возрасте 2 -х лет слишком мало слов ( до 10 ти), еще нет фраз ("я хочу" - это уже фраза) или ребенок совсем не говорит.
  3. Если ребенок не говорит простые звуки или заменяет их другими (Например, "К" заменяет на "Т").
  4. Если ребенок до 3-х лет говорит на "своём" языке, причем много и активно, а понятных и простых слов почти нет.
  5. Если ребенок все понимает, а говорить не хочет, "очень упрямый".
  6. Если в возрасте 3-х лет вас хоть что-то настораживает в речи вашего ребенка. Вы сравниваете с речью сверстников и слышите разницу.  – ребенок говорит медленно, или наоборот очень быстро, невнятно, забывает слова, а потом опять начинает их употреблять и др.
     При многих моторных и сенсорных нарушениях занятия нужно начинать как можно раньше, а не ждать , когда ребенок "разговорится
  7. Если Ваш ребенок после 4-5 лет многие  звуки говорит мягко: "Кися", "щапка", "тяйник", "лямпотька" (  здесь могут быть как логопедические , так и психологические проблемы)
  8. Если в возрасте 4-х и 5-ти лет речь вашего ребенка нечеткая, смазанная, он невнятно говорит, не выговаривает  многие звуки.
  9. Ребенок 5-6 лет не может развернуто ответить на вопрос, путает значения слов или неточно их употребляет, испытывает трудности в согласовании слов в роде, числе, падеже, путает ударения в словах.
  10. Ребенок старше 6-ти лет  произносит  не правильно какие-то звуки.
  11. Ребенок начал говорить с запинками, повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.
  12. Ребенок старше 6 лет не может ответить на вопрос, с трудом учит стихотворения, не может запомнить и пересказать рассказ, в длинных словах переставляет или пропускает слоги.
  13. Если у ребенка в школе проблемы с письмом и/или чтением.  (да,да – письменной речью тоже занимается логопед, возможно нужен будет психолог, дефектолог или нейропсихолог)
    К сожалению, часто родители ( особенно бабушки и дедушки) считают, что эта проблема решается ежедневными нескончаемыми упражнениями в письме и чтении. В таких случаях я спрашиваю у родителей – чтобы вылечить больную ногу, Вы стараетесь больше танцевать???  Давайте поможем ребенку профессионально и сохраним теплые отношения с ним.
  14. Если у ребенка любого возраста даже после легкой травмы  изменилась речь, начались проблемы с письмом, чтением - срочно примите меры и обратитесь к невропатологу и логопеду.