Давайте вместе рассмотрим основные аспекты данной актуальной и злободневной проблемы как у младших школьников, так и у некоторых представителей подростков и взрослого населения.

Казалось бы, в современном, развивающемся мире, где каждый из нас является носителем одного и более гаджетов, благодаря которым мы всё меньше делаем записей ручкой и всё больше набираем текст на клавиатуре электронного устройства, уже стало совсем необязательным иметь красивый и аккуратный почерк.

Однако ровный, разборчивый и эстетичный почерк нужен нам по многим причинам:

 

  • исключает ошибку и помогает правильно понять текст;
  • не вызывает раздражение у читающего;
  • дисциплинирует мысль во время письма;
  • пригодится для поздравительных открыток и дарственных надписей;
  • говорит в пользу характера пишущего.

Важно понимать, что почерк - это не просто механическое движение руки.

В процессе написания текста задействуются различные мозговые центры, формируются новые нейронные связи, особенности протекания психических процессов задают темп и индивидуальность всему письму. Существует прямая зависимость между мелкой моторикой руки и мозгом, в которой рука выступает лишь исполнителем, проецирующим на бумаге все многообразие психической активности человека.

Как правило, с точки зрения нейропсихологического подхода, причиной трудностей в овладении аккуратным, ровным и красивым почерком является неблагополучие первого блока мозга, который отвечает за поддержание активного тонуса коры головного мозга. Приведу основные примеры таких проявлений:

  • микрография (мелкий почерк) или макрография (крупный почерк);
  • колебания нажима, высоты и наклона букв при письме, нажим может быть настолько сильный, что образуются дырки в тетради;
  • несоразмерность интервалов;
  • строка в тетради – понятие условное, буквы могут «плясать» над строчкой и под ней;
  • неровные, слабые, с дополнительными штрихами линии письма;
  • медленное письмо;
  • задержание автоматизации процесса письма;
  • трудности удержания рабочей позы при письме.

К сожалению, до сих пор, среди репетиторов, учителей и педагогов бытует старый способ выработки красивого почерка, а именно: заставить ребенка переписать тест по несколько раз. Однако такой метод приводит только к усугублению уже имеющейся проблемы. Ведь ни одному врачу не придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной ногой: побегаете и нога срастется. Нет, ногу сначала гипсуют, ждут, когда поврежденные ткани срастутся, ходят с опорой, разминают и только после этого, наконец, начинают нагружать здоровую ногу. Также и с почерком.

Важно определить причину, провести грамотную коррекцию, а затем заниматься чистописанием.

Итак, в чем же причины?

    • недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки  выдерживать длительную нагрузку;
    • слабая чувствительность пальцев, слабый захват ручки, гипо или гипертонус ведущей руки, например, дети не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут делать ровную штриховку цветными карандашами; не могут завязать простой узел.
    • плохо развито запястье пишущей руки, пластичность и гибкость руки плохо натренированы;
    • нарушено пространственное восприятие: ребенок трудно ориентируется в своей схеме тела право/лево, не говоря про понимание данных направлений у человека, который сидит напротив его, пример тому зеркальное написание букв;

Дети с данным нарушением часто не выдерживают строчку, буквы наскакивают одна на другую. Они легко могут начать писать предложение прямо с середины, не понимают, что значит отступить 4 клеточки от края, продолжают писать на полях.

Ребенку нужно отработать такие понятия, как: право – лево, сверху – снизу, горизонтально, вертикально, по диагонали, закрепить, где центр, где верхний правый и левый угол, и потом только требовать чистоты и отсутствия исправлений, красной строки и ровненьких букв на письме.

    • недостаточно развита моторная, двигательная сфера: ребенок не может стоять на одной ноге, прыгать на одной ноге, на скакалке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы и т.д.
    • влияние на почерк отношений внутри семьи: конфликты, ссоры, недопонимание со стороны членов семьи могут приводить к нарушениям процесса письма.

Как это связано с почерком?

- спросите Вы,
- Да напрямую!

Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять руками и ногами, то это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Одним словом, почерк – это своеобразный индикатор состояния и благополучия в развитии ребенка как в физическом, так и психологическом и нейропсихологическом аспекте.

И что же делать?!

Обратиться в наш центр 7 ПЯДЕЙ, где, на консультации у нейропсихолога, Вашего ребенка  продиагностируют, после чего специалист предложит индивидуальную коррекционную программу.

Успейте сохранить свои нервы и не позволяйте своему ребенку провести все свое ценное свободное время в переписывании ненавистных текстов!
Зыкова Юлия Владимировна