Данная статья представляет наибольшую важность и интерес для тех родителей, чьи дети, к сожалению, уже обнаружили в своей школьной жизни трудности в чтении и письме. Но очень хочу верить, что после прочтения нижеуказанной информации, другая часть родителей сможет, еще в дошкольном возрасте ребенка, обратить внимание на возможные трудности, которые могут возникнуть в недалеком будущем их чада.

С каждым годом, особенно с началом школьного обучения, у некоторых детей  вдруг  обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. И, как правило, они являются одной из основных причин неуспеваемости в школе.
Давайте вместе разберемся в понятиях дисграфии и дислексии, в их симптоматике и таком «внезапном» появлении в жизни ребенка.

Итак,
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.
Дислексия – это частичное специфическое нарушение чтения.

Речевая симптоматика

Почти во всех случаях степень нарушения письма и чтения находится в зависимости от уровня развития устной речи ребенка.

Если при поступлении в школу у ребенка:

  • нарушено звукопроизношение;
  • снижен словарный запас;
  • неправильно употребляются предлоги, допускаются ошибки в окончании слов;
  • не сформировано умение обозначать словами пространственное расположение предмета (выше, ниже, слева, справа);
  • не получается посчитать и выделить звуки в слове (на какой звук начинается и заканчивается слово, сколько звуков, например, в слове «шар»);
  • неправильно строится предложение;
  • навыки связного высказывания не сформированы: школьник не может поделиться своими впечатлениями после посещения музея, театра или цирка,

То скорее всего в начальной школе такому ребенку не избежать специфических ошибок в чтении и письме

Неречевая симптоматика

Снижены функции познавательных процессов: памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

На личностном уровне:

  • частые неудачи, ситуации неуспеха могут вызвать и закрепить такие черты характера, как: неуверенность в себе, робость, тревожность или наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным, протестным реакциям.

На что нужно обратить особое внимание:

  1. Если Ваш ребенок левша
  2. Если он - переученный правша
  3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу
  4. Если в семье говорят на двух или более языках
  5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению
  6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием
  7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у
  8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, как говорит: лука (рука), суба (шуба)
  9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ
    Например: тыня (дыня), клёква (клюква)
  10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый)

Обращаю Ваше внимание на то, что работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки при письме и чтении, а в дошкольном возрасте. Дети, страдающие такими трудностями, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма и чтения не могут быть преодолены обычными школьными методами.

Важно помнить, что любое препятствие всегда значительно легче предупредить, чем устранить!

Ждем Ваших детей в нашем центре на индивидуальную диагностику и коррекцию, где для каждого обратившегося ребенка будет подобрана программа помощи в преодолении или профилактике данных актуальных и очень часто встречающихся вопросов на сегодняшний день!
Зыкова Юлия Владимировна