В последнее время очень распространена проблема нарушения письма у школьников начальной и средней школы. Причиной этому часто являются нарушения развития речи, мелкой моторики, координации движений. Как следствие - снижение темпа графической деятельности, невозможность (или значительные трудности ) при копировании образца, быстрая истощаемость ребенка во время урока в школе.

Многих сложностей при обучении письму в начальной школе можно избежать, проведя целенаправленную подготовительную работу на дошкольном этапе.

Наша программа "Школа умелого карандаша" предлагает систему работы по подготовке руки дошкольника к овладению письмом.

Занятия по данной системе предполагают проведение следующих видов работы:

  1. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Предполагает проведение:
    • пальчиковой гимнастики;
    • пальчиковых игр;
    • работы с природным материалом (в том числе "песочная" и "глиняная" терапия);
    • работы с использованием "бросового" материала
    • развивающих игр (с использованием пирамидок, мозаики, конструктора, пазлов, игрушек-вставок, "почтового" ящика и т.д.);
  2. Работа на листах тетради с большой клеткой (1х1 см), работа на чистом листе, на рабочем листе со специальными заданиями
  3. Занятия по изобразительной деятельности. Выполнение аппликаций, рисование, лепка.
  4. Общеукрепляющие мероприятия:
    • ручной терапии (игр-массажей "Собираемся на бал ", "Собираемся на турнир рыцарей", "На охоту", "На битву" и т.д.);
    • массажа пальцев рук и ладонных поверхностей (грецкими орехами, шестигранными карандашами, щетками, самомассаж);
    • водных процедур для рук (теплых ванночек для снижения мышечного тонуса и контрастных, стимулирующих кровообращение).

Как проходят занятия?

  1. Для активизации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук.
  2. Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки.
  3. После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (еще недостаточно развиты тонкие и точные координации движений). Поэтому для профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для глаз.
  4. Важный компонент занятий - это зрительные или слуховые диктанты (в чередовании).
  5. Для снятия утомления детей на занятиях обязательно проводятся динамические паузы (подбор по усмотрению логопеда), развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.
  6. В конце занятия проводятся занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки.

Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. На занятиях дети не испытывают утомления, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь, пространственное воображение.

Работа по данной системе способствует предупреждению у школьников возникновения оптико-моторной дисграфии. Очень полезна она и левшам.

При разработке этой программы мы опирались на разработки Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой, А.В. Антоновой, программу Подрезовой И.А., учитывали свой опыт в работе с этой проблемой и рекомендации учителей начальных классов.

Занятия проходят два раза в неделю (для возраста 5 и 6 лет) и предполагают домашние задания. Для возраста 4 года - один раз в неделю.